Глос­са­рий

А

Агнозия – нарушение различных видов восприятия.

Ассиметрия – состояние, при котором одна половина тела отличается от другой по каким-то признакам.

Асфиксия – тяжелое расстройство дыхания и кровообращения до полного их прекращения вследствие недостатка или отсутствия кислорода.

Апраксия - выраженное нарушение способности планировать и, следовательно, выполнять незнакомое действие.

Аутический тип поведения – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием к общению с окружающими людьми. Бедностью эмоциональных переживаний.

Г

Гидроцефалия – заболевание, характеризующееся большим увеличением количества спинномозговой жидкости в желудочках мозга, сопровождающимся повышением внутричерепного давления и приводящим у маленьких детей к значительному увеличению черепа.

Гипертонус – повышение мышечного тонуса (высокий тонус).

Гиперчувствительность (повышенная чувствительность) – нарушение сенсорной модуляции, при которой обычные сенсорные импульсы оказываются для человека слишком сильные, и он реагирует тем, что защищается или избегает их; при этом нередко возникают негативные эмоции.

Гипотонус – понижение мышечного тонуса (низкий тонус).

Д

Депривация (потеря, лишение) – лишения чего-либо, состояние при котором люди сталкиваются с недостаточным удовлетворением своих потребностей.

Сенсорная депривация – это состояние, характеризующееся недостатком поступающих сенсорных стимулов.

Деформации – состояние, при котором все тело или какая-то часть фиксированы в неправильном положении.

К, М

Контрактура – стойкое ограничение подвижности в суставе.

Микроцефалия – аномально маленькая голова, особенно мозговая часть черепа, явная недостаточность умственного развития при нормальном росте и размерах остальных частей тела.

Множественные нарушения – наличие у ребенка одновременно несколько видов нарушений развития.

Непроизвольные движения – движения, не контролируемые человеком.

О

Образ тела - восприятие частей своего тела; играет значительную роль в развитии движения и восприятия.

Осознание тела - знание «схемы» собственного тела (из каких частей оно состоит и как эти части соотносятся друг с другом).

П

Пассивные движения – движения, когда взрослый «действует» какой-либо частью тела ребенка (например, сгибает ему руку), при этом сам ребенок никакого участия в движении тела не принимает.

Патологический – ненормальный.

Поза – положение тела в пространстве, взаимное расположение частей тела. Любое движение начинается из какой-то позы и заканчивается в какой-то позе.

С, Т

Стимуляция – специальные приемы, при которых автоматическое движение вызывается некоторой манипуляцией (например, определенным прикосновением или удержанием ребенка в определенной позе) в отличие от движения, которое выполняется ребенком самостоятельно или в ответ на просьбу.

Тактильная чувствительность – восприятие и обработка ощущений, получаемых от рецепторов кожи, которые реагируют на прикосновение.